Балканское турне: Острог (Черногория)
16 июля

Балканское турне: Острог (Черногория)

Насмотревшись картинок в путеводители по Черногории, мы решили посмотреть не только все близлежащие города, но и съездить в национальный парк Дурмитор, который находится на противоположной части страны. Посмотрели по картам Гугла – 280 км. Что ж, примерно 3 часа в одну сторону и 3 часа обратно. Вполне подъемный маршрут за 1 день путешествия.

Встали пораньше и выехали. И тут стало понятно, что 280 км. пути не равен 3 часам. Ограничения скоростного режима меняются каждых 200-500 метров. Не успеваешь на педаль газа нажать, как снова надо сбрасывать. В городе можно ехать не больше 50 км/ч. Часто вообще 40 км/ч.

Практически на протяжении всего побережья, которое начинается на границе с Албанией и заканчивается на границе с Хорватией, есть только одна основная магистраль – Адриатическое шоссе. С одной стороны гора, с другой стороны море. Чаще всего скоростной режим установлен на отметке 70 км/ч, который еще чаще сменяется 50 км/ч. И совсем редко встречается знак с обозначением 80 км/ч.

Ранее я где-то слышал, что в Черногории высокие штрафы за превышение скорости, поэтому московские замашки оставил на родине. Где-то через час пути мне стало скучно. Ехать 50-70 км/ч не интересно. Потом я стал ехать с превышением на 10 км/ч. То есть там, где 70, ехал 80. Помня, что в России превышение на 1- км/ч не является нарушением.

Надо сказать, что как-то так случилось, что в машине не работал кондиционер! И если в городах, находящихся у самого моря, это не было проблемой, то на противоположной части Черногории это стало не просто проблемой, а перегретой баней. Проезжая очередной город под названием Никош, который находится совсем далеко от моря, стало понятно, что так дальше нельзя. Либо ехать надо очень быстро, чтобы с ветерком, либо чинить кондиционер. Выбор пал на второй вариант.

Неожиданно мимо нас проплыл указатель на автосервис. Тормознули и заехали к местным автомеханикам. Это был даже не город, а какая-то совсем мелкая деревня. Объяснили кое-как, что у нас проблемы с кондиционером. Половину на русском, половину на английском, еще больше на пальцах. Выяснилось, что помочь могут, но у них нет фреона для кондиционера. Но они готовы за 30 минут съездить в соседний город и вернуться с фреоном. Вот люди то, а?!

Пока хлопцы летали за фреоном, мы пошли в кафе через дорогу, где нам предложили незабываемый холодный чай. Пока мы приходили в себя, минут так через 20 официант пришел и сказал, что ему сейчас позвонили из автосервиса и просили нам передать, что фреон привезли. Черногорский сервис, однако?!  : )

Но счастье от предвкушения поездки с работающим кондиционером не было долгим. Оказалось, что пробит шланг кондиционера и фреон выходит через дырку. Механики извинились, что не могут нам помочь. И я спросил, сколько с меня? А они сказали, что 5 евро…. То есть 200 рублей…. Я впечатлился!!!

Соответственно, раз вариант с кондиционером не сработал, пришлось выбрать вариант поездки с ветерком. Тогда я стал пристраиваться за машинами с местными номерами. Кто, если не они, знают, где и сколько можно ехать. Правда уверенности, что за рулем проносящейся мимо машины сидит местный водитель, не было никакой. Так как туристов много, прокатных машин еще больше, а разновидностей номерных знаков просто впечатляет. Кстати, периодически попадались машины с Российскими номерами.

В итоге принадлежность к «местным» стали определять не только по номеру, но и по физиономии : ) На какое- то время я себя развлек. Гонять по живописным дорогам 120-140 км/ч было весело.  Однако у нас была довольно большая машина, к тому же на автомате, и входить в повороты на скорости выше 100 ей было определенно тяжело. В какой-то момент, при очередном вхождении в поворот, задницу машины чуть-чуть занесло. Ну, совсем чуть-чуть. Однако это «чуть-чуть» было прочувствовано сидящими  сзади, на последнем ряду. И лавочку прикрыли : )

Проезжая столицу Черногории Подгорицу, увидели две дороги в нужном нам направлении. Одна  была объездной, а другая сквозь гору. Решили воспользоваться последней для экономии времени. Прекрасная дорога, но платная – 2,5 евро за проезд сквозь гору по туннелю длиной в 4 км. А да, и с разрешенной скоростью 100 км/ч : )

С другой стороны горы оказалось Скадарское озеро. Это озеро имеет вытянутую овальную форму и располагается в горах. Мало того, что в горах, так оно еще и растянулось на половину территории страны. Особых красот Скадарского озера замечено не было, так как из-за жары было так жарко, и озеро так испарялось, что остановка у берегов этого водоема не затянулась больше, чем на 5 минут!

Все дальше и дальше продвигаясь в сторону национального парка Дурмитор, нами был замечен скромный и одиноко стоящий указатель «Острог» и стрелка куда-то направо. А, да, и еще надпись – 8 км. Тут кто-то вспомнил, что читал про этот Острог, и что это монастырь, встроенный в гору. Ну, что такое 8 км до монастыря, который еще и в горе построен. Решили заехать!

Забегая далеко вперед, скажу, что 8 км. было до начала спуска с горы, на которой находились мы. После чего надо было еще подняться на другую гору (2000 метров вверх), на которой находился Острог!!!

Острог — действующий сербский православный монастырь. Основан в XVII веке. В монастыре хранятся мощи его основателя — святого Василия Острожского, чудотворца и исцелителя, скончавшегося 29 апреля (12 мая) 1671 г. В монастыре живут 12 монахов.

Эту дорогу, если это была она, я вряд ли смогу когда-либо забыть! Дорога шла неизменно вверх. Наклон машины был столь существенным, что бутылки с водой откатывались в заднюю часть машины. Ширина дороги была больше на 10 см справа и на 10 см слева от бортов машины. Но это не главное. Слева была пропасть, и камни из-под колес автомобиля благополучно осыпались вниз. Слева от машины было проще. Там была то скала, то густая заросль, из-за которой вообще не было видно, что там справа находится. Да и тереться о скалу или кусты гораздо спокойнее, чем провисать колесом над пропастью.

А я сказал, что эта дорога была с двухсторонним движением???!!!!

Когда я это увидел, я остановился перед заездом на эту дорогу. Смотрю на указатель Острог, говорящий, что нам именно туда, и смотрю через заднее зеркало на пассажиров в салоне.

Ну… ну… ну хоть кто-нибудь скажите, что, мол, давайте не поедем, а то поздно как-то, да мы еще и до Дурмитора не доехали, нуууу??? А я бы сразу поддержал, сказал бы да-да, очень разумное предложение, а то и вернуться домой за светло не успеем, а Дурмитор такое прекрасное место, там так красиво, и прохладно, и ….
— А мы чего встали то? – послышалось из салона.

Эх, ну ладно, поехали!  Первых 30 минут в машине была гробовая тишина. Почему? А, так молились же. Правда эта тишина периодически прерывалась возгласами типа – мааамаааа, ой, пипец или «Толя, ммм, а тут это, ничего нет, в смысле совсем ничего, ну километр так вниз ничего нет»….. А, да, вот еще прекрасный возглас из коллекции: «ТО ВА РИ ЩИ, ктооооо-тоооо едет! И совсем не сзади, а навстречу!!!!»

Кстати о тех, кто едет «совсем не сзади». Каждая встреча была, как шок, полный недоумения. И от того, что не понятно, кто должен уступить, а главное, как это сделать. Но все обходилось. Либо кто-то из водителей сдавал назад до ближайшего пятачка, где можно было разъехаться двум машинам. Либо один водитель прижимался к скале, а другой прижимался к обрыву, и плавно разъезжались, присматривая за оттопыренными боковыми зеркалами, которые периодически приходилось закрывать, чтобы не задеть друг друга. И спасало только умиротворенное лицо местных водителей, которые улыбались и жестом показывали «давай, дорогой, проезжай», типа я тут каждый день езжу и ничего.

Когда мы добрались до ближайшего куска широкой дороги, где наша дорога пересекалась с железнодорожными путями (!!!), которые были проложены вдоль горы, мы решили сделать остановку. Во-первых, было очень красиво. Ну, а во-вторых, я был так рад, что мы уже достигли каких-то высот, и все еще целы. Я вышел из машины и тут я понял, что на мне нет ни одной сухой вещи! Хотя уже не было жары, и дело близилось к вечеру.

Острог состоит из двух частей: Нижний монастырь отделен от Верхнего дорогой длиной около 5 километров, проходящей через лес. Не то, чтобы лес, а скорее деревья, растущие на горных склонах. Нижний монастырь был основан в середине XIX века, состоит он из келий и церкви Св. Троицы. В ней покоятся мощи св. новомученика Станко, 15-летнего мальчика, которому турки отсекли руки, в которых он держал святой Крест и не хотел его выпускать.

И когда мы доехали до нижнего монастыря, начались робкие попытки выдать нижний монастырь за тот самый Острог, куда мы и ехали. Но табличка с указателем Острог налево и вверх предательски выдавала коварный замысел.

Кроме того, мы увидели, как паломники идут в этот верхний Острог пешком!! Правда, они пользовались более короткой пешеходной дорогой, которую можно преодолеть за 20-25 минут. Но все равно. Раз они идут даже пешком, что ж мы, на машине то, доехать не можем?! Ну и действительно, столько проехать и не доехать каких-то 5 км, так нельзя.

Верхняя часть встроена в скальную нишу на высоте 900 м над уровнем моря, она двухуровневая, и там находятся самые важные достопримечательности монастыря. Эта часть комплекса состоит из двух небольших церквей: Крестовоздвиженской (1665 год) и Введенской церкви девы Марии (XVIII век). Введенская церковь — это очень маленький храм, 3х3 метра, расположенный чуть выше Крестовоздвиженской церкви. Именно в Введенской церкви Святой Василий провел 15 лет в молитвах. На скале — изображение-икона Василия Острожского.

В реликварии Введенского храма хранится ковчег с чудотворными мощами Святого Василия, а также молитвенная книга 1732 года и храмовые подсвечники, датируемые 1779 годом.

Согласно преданиям, немало чудес происходило в черногорском монастыре Острог. Монахи охотно рассказывают о поразительных фактах из далекого или недавнего прошлого, когда только чудо помогало спасти черногорскую реликвию. Например, в 1714 году, когда турецкий полководец Нуман-паша с огнём и мечом прошёл через Черногорию, острожские монахи закопали мощи святого Василия Острожского на берегу реки Зета. Затем, почти через полтора столетия, турки снова пришли в Черногорию; в 1852 году Омер-паша с 17-тысячным войском сжег Острог, однако брат черногорского князя, Мирко Петрович-Негош, с сотней воинов опередил пашу. Взяв мощи св. Василия, ночью он проскользнул мимо отрядов турок и ушел в Цетинье, поскольку святой сделал отряд невидимым.

Еще одно поразительное стечение обстоятельств случилось в 1942, когда во время обстрела немцами Острога в монастырь попал снаряд, разбил двери церкви Честного Креста, раскололся на две части, но так и не взорвался. Вот он и лежит в одной из ризниц, как вещественное доказательство очередного чуда св. Василия.

Однако надо было трогаться в путь, так как до национального парка Дурмитор еще ехать и ехать. Ближайший город от национального парка назывался Жабляк и в него мы въехали, когда на улице уже темнело. В этот момент стало понятно, что надо останавливаться на ночь где-то здесь, чтобы успеть посмотреть все достопримечательности при свете дня и ехать домой не ночью. Пока мы решали, что делать и как быть, мы неожиданно выехали на площадку, с которой открывался дивный вид на второй в мире по высоте каньон Тара.

Тара — самая длинная водная артерия Черногории. Ее протяженность составляет порядка 144 км, площадь бассейна 1850 кв. км. Свое название река получила от древнего иллирийского племени «аутариаты», которое населяло эти края в IV — V в.в. н.э.

Река Тара двести лет не меняет своего русла. Свободная, кристально чистая, полноводная – настоящая горная, она несет свои воды из Черногории в Сербию, на границе с Боснией и Герцеговиной соединяется с Пивой, и в союзе с ней питает реки, которые движутся в сторону Черного моря.

Большую часть своего пути Тара проделывает, зажатая между высокими скалами. Температура воды редко превышает отметку 12 – 15 градусов. Каньон Тары является самым глубоким в Европе (1300 м.) и вторым в мире после Великого каньона Колорадо (США).

Острог

Острог

Острог

Острог

Острог

Острог

<<< Предыдущая   Следующая >>>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.